Американская консоль по-европейски

Американская консоль по-европейски

Непрочитанное сообщениеот davidchik » 01 авг 2009, 17:30

Посвящается Сергею Калейникову, Hi-End’щику «в законе», который, сидя за» рюмкой чая», сказал: «Да-а-а… Американцы в звуке понима-а-а-ют»

В 30-е годы 20-го века, когда прогресс в области радио двигался «семимильными шагами» и, практически, за 3-5 лет, шагнул от сложных в управлении, но, в общем, примитивных, аппаратов прямого усиления к супергетеродинным схемам, сразу выдвинувшим радио на другой, более высокий, качественный уровень, перед производителями встал вопрос делать радиовещательные приемники не только качественными технически, но и привлекательными внешне для разных слоёв потребителей.
Огромное влияние на европейских радиопроизводителей оказывали американские фирмы R.C.A. Victor, Zenith, Scott и другие, что, в общем то, закономерно, поскольку, практически, большинство схемотехнических новинок «происходило» из США. Так, схему «аудиона», регенератора с обратной связью, предложил американский инженер-изобретатель Армстронг; он же в 1918-м году предложил и супергетеродинную схему, которая стала широко внедряться в Европе только в середине 30-х, после окончания действия патента.
Американцы, не в последнюю очередь, уделяли особое внимание акустическим параметрам радиоприемников, особо, конечно, в дорогих моделях, результатом чего явилось появление консольных радиоприемников и радиол, в которых акустический агрегат, «колонка», был выделен в отдельный отсек и содержал в себе, зачастую, 2 или больше, излучателя (громкоговорителя) с различными характеристиками.
В латвийском журнале «Radioabonents» в 1935-м году была опубликована статья о Американской радиопромышленности, лейтмотивом которой было, касаясь количества ламп в радиоприемниках, стремление американцев к рекордам и уверенность в том что, идеальный радиоприем и качество звучания непременно достигается лишь количеством ламп в аппарате. Так же отмечено что, «мы (европейцы) знаем что, приемник с 4-5 лампами может звучать не хуже, чем 10 и более ламповый». Особо выделены 5 основных критериев, по которым американцы выбирают радиоприемники:

1.Идеальное качество приема;
2.Идеальное качество воспроизведения звука;
3.Прием на КВ без помех;
4.Максимально информативная шкала;
5.Возможность дистанционного управления.


В Европе «законодателем мод» в области радио были, как может показаться странным, не немецкие фирмы, а австрийские и голландский концерн „Philips”, который имел отделения, практически, во всех Европейских странах и множество «бумажных фирм», дабы обойти законы о конкуренции, но они «шли своим путем» и среди их продукции аппаратов, которые можно было бы поставить в один ряд с «американцами», не было. Выпускались «музыкальные шкафы» с автоматами для смены пластинок, но, электрически, эти аппараты ничего особенного из себя не представляли, зачастую, в них применялось шасси от приемника «бюджетного» класса, иногда даже и прямого усиления.
Вообще, в Европе, приблизительно до 1934-35-го годов, словосочетание «радиомузыка» было, чуть ли не ругательным, поскольку эталоном качественного звуковоспроизведения были граммофон и патефон. Основное внимание уделялось, собственно, радиоприемной части – УВЧ, преобразователь, УПЧ, детектор. На УНЧ обращалось мало внимания.
Примерно в эти годы, 1934-35-й, из Североамериканских Соединенных Штатов, где оно появилось несколько раньше, в Европу пришло понятие Hi-End, означающее высокий (высококласный) выход («конец»), имелся ввиду качественный звуковой усилитель в радиоаппаратуре (см. 2-й критерий, по которому американцы оценивали и выбирали аппаратуру). Примерно в те же годы, в Европе стали применяться, практически, 100%-но, электродинамические громкоговорители, вместо электромагнитных и рупорных, что перенесло акустические показатели радиоприемников на новую качественную ступень.
Появление консольных аппаратов, сначала в Америке, затем, гораздо, по тогдашним меркам, позднее в Европе, было продиктовано, как раз таки, желанием получить максимально качественный звук, реализовать который без применения отдельного акустического агрегата («колонки»), было, да и сейчас остается, нереально. Аппарат консольного типа как раз и представлял собой такой агрегат: наверху радиоприемная часть, внизу, чаще акустически изолированная от верхней, собственно акустическая.
В Латвии первым на это новшество отреагировала частная фирма A/S «Foto-Radio-Centrāle A. Leibovic» (см. картинки и коммнентарии ниже), но эти аппараты были дорогими и эксклюзивными, поэтому широкого распространения не поучили. Причем, в рекламе особо отмечен качественный громкоговоритель у аппарата.
Государственное предприятие VEF выпустило первую свою консоль позднее. Так, к радиосезону 1935-го года была выпущена консольная радиола VEF Super 7MD на базе 7-ми лампового приемника 7MD/34.

1.jpg

Картинка из книги «Grāmata par krāsam» («Книга о красках»; «о покрасочных работах» - лат.). В центре – первая VEFовская консоль 7MD в окружении аппаратов сезона 35-го года.
Подпись под снимком: «Популярные радиоаппараты VEF. При отделке корпуса применен лак «Sparkol»».

2.jpg

На снимке из рекламы в журнале «Radioabonents» та же консоль отдельно. Надпись вверху переводится как «шедевр радиомастерской VEFa». Надпись внизу: 7-ми ламповый радиоприемник (супер) с электрическим граммофоном с системой автоматической смены пластинок.

3.jpg
4.jpg

На верхнем снимке из журнала «Radioabonents» за 1932-й год стенд фирмы A/S «Foto-Radio-Centrāle A. Leibovic» на первом плане - две консольные радиолы и косольный же радиоприемник. Эти аппараты были построены по «европейской» схеме: простейший приемник прямого усиления (копия немецкого «Lumophon’а» в шикарном корпусе местного производства.
На нижнем снимке – картинки из рекламного каталога той же фирмы сезона 1932 – 33-го годов.
Подписи под снимками:
модельVindsor. Элегантный шкаф содержит в себе высококлассный радиоприемник дальнего приема модели Atlantik с высококачественным электродинамическим громкоговорителем и электрический проигрыватель грампластинок. Цена 950 латов.
Модель Bristol. Корпус изготовлен так же, как у модели Vindsor,с такими же выходным каскадом, динамическим громкоговорителем и шасси радиоприемника дальнего приема. Цена 750 латов.

Для справки: за 950 латов в 1932-м году можно было купитьнебольшое стадо коров; рабочий в городе на предприятии, в зависимости от квалификации, получал в месяц, максимум, латов 80 - 100…

Представленные выше консольные аппараты VEF выпускались мизерными тиражами, на заказ, в основном, для оснащения относительно аристократических увеселительных заведений. Насколько я знаю, консоли VEF и A.L., представленные на снимках, до настоящего времени не сохранились.

Но времена менялись, и на латвийском государственном заводе VEF, к середине 30-е годов достигшем уровня, позволяющего конкурировать (и успешно конкурировавшем) с «китами» европейской радиопромышленности, к радио-сезону 1937-го года (осень 36-го – весна 37-го) была подготовлена и выпущена новая для предприятия и дорогая модель радиоприемника – «консоль» VEF Super Luxus MD/37, вобравшая в себя все лучшие, как, американские, так и европейские, наработки в области бытовых радиоприемных устройств.
В первую очередь, что касается дизайна, была применена «географическая» шкала, на которой была изображена карта Европы, где на расположении станций, при настройке, зажигалась лампочка. Шкальное устройство было довольно сложным и дорогим в производстве, в нем применялись стеклянные световоды, настройка радиоприемного тракта и юстировка механизма настройки должны были быть очень точными, иначе весь, столь «модерновый» механизм, превращался в профанацию, если бы фактический прием станции не совпадал с обозначением на шкале. Лицензия на шкалу была куплена у австрийской фирмы INGELEN, аппараты которой, имеющие аналогичную шкалу, со схемотехнической точки зрения, были обычными «среднеклассниками». Фирма INGELEN выпустила свою знаменитую шкалу годом ранее появления VEFовских и польских, фирмы CAPELLO, моделей.
Параллельно и, гораздо большим тиражем, выпускалась настольная модель VEF Super Lux MD/37, как внешне, за исключением шкалы, так и по электрической схеме, не имеющая, практически, ничего общего с описываемой здесь моделью Luxus.

5.jpg

Радиоприемник VEF Super Luxus MD/37 из коллекции Дмитрия Иполитова.

Что бы проследить параллели с американской конструкторской школой, вначале рассмотрим электрическую схему радиоприемника.
Аппарат собран на 9-ти американских лампах и имеет следующие каскады:
1. Резонансный УВЧ для всех диапазонов на лампе 6D6;
2. Преобразователь на лампе 6A7;
3. Первый каскад УПЧ на лампе 6D6;
4. Второй каскад УПЧ на лампе 6D6;
5. Детектор, выпрямитель АРУ и УПЧ для АРУ на лампе 6B7;
6. Предварительный каскад УНЧ на триоде 76;
7. Оконечный каскад УНЧ по двухтактной схеме на 2-х триодах 45;
8. Двухполупериодный выпрямитель на кенотроне 83V

Кроме этих каскадов, аппарат имеет оптический неоновый индикатор настройки на лампе 4662 фирмы Philips, плавную регулировку полосы пропускания по промежуточной частоте, «усиленную» АРУ и УНЧ с экспандером, расширяющим (субъективно) динамический диапазон передачи.
Приемник, как ни странно, имеет лишь один диапазон коротких волн от 16 до 50 метров, хотя, для аппарата такого класса, было бы логичным применение двух, или больше, растянутых или полурастянутых диапазона. На сопоставимых американских моделях зачастую, имелось их более трех.
Объяснить это можно применением «географической» шкалы, выпускаемой по лицензии и приспособленной только для одного КВ диапазона. С другой стороны, верньер настроечного и шкального устройства, имел достаточное замедление, что, вкупе с «усиленной» АРУ и плавной регулировкой полосы пропускания, вполне позволяло обойтись без растянутых КВ диапазонов. Более того, короткие волны не были основными в то время, поскольку местное и заграничное вещание велось на длинных и средних (в Америке понятие «средние волны» вообще не употреблялось; на шкалах приемников и в обиходе применялся термин broadcast wave band, что переводится как радиовещательные волны) волнах и «географическая» шкала в своей, простите за тавтологию, географической части имела градуировку только на ДВ и СВ. Часть шкалы, показывающая настройку на КВ, имела обычную градуировку в метрах и мегегерцах.
В свою очередь, о «родстве» с американской «школой» говорят: 1.резонансный УВЧ для всех диапазонов; 2. двухкаскадный УПЧ и, самое главное, 3. усилитель низкой частоты и акустический агрегат.
Усилитель низкой частоты построен на триодах. Как известно, по сравнению с пентодами, триод обладает мЕньшим коэффициентом усиления, но гораздо меньше «шумит» и обладает высочайшей линейностью вольт-амперной характеристики, предпочтительной для использования в высококачественных усилителях низкой частоты. Поскольку в Америке качеству звуковоспроизведения уделялось особое внимание, там были разработаны лампы, специально предназначенные для использования в УНЧ. Одни из таких ламп – прямонакальные выходные триоды тип 45 нашли применение в двухтактной схеме оконечного каскада рассматриваемого приемника.
Акустический агрегат приемника выполнен с применением одного широкополосного кромкоговорителя с катушками подмагничивания и компенсации фона. В том же 1937-м году была выпущена, вполне допустимо, что в единственном экземпляре, радиола, условно названная ее нынешним обладателем VEF Super Luxus MD/37Gr, представляющая собой приемник с VEF Super Lux MD/37, но в консольном корпусе и с электрическим граммофоном. В аппарате установлен обычный громкоговоритель диаметром 20 см от настольной модели. Но расположение его в отдельном акустическом агрегате позволяло, все же, получить более качественный, по сравнению со «стандартной» моделью, звук. Электрическая схема его ничего выдающегося для того времени не представляет; обычный 6-ти ламповый приемник на лампах 4-х вольтовой «золотой» серии Philips.

6.jpg

На фото: в центре вверху – [b]VEF Super Lux MD/37
в центре внизу – VEF Super Lux MD/37Gr.
слева - Lux MD/37Gr – вид с открытым граммофоном
справа - Lux MD/37Gr – вид на заднюю стенку[/b]
(VEF Super Lux MD/37 – фото из музея «Старинная звукотехника» Атиса Брикманиса, Лиепая. Остальные фото - из коллекции Дмитрия Иполитова)

Внимания заслуживают так же корпуса VEFовских радиоприемников, отличающиеся очень качественной отделкой. Дело в том что, во-первых, в Латвии существовали давние традиции обработки дерева; во-вторых, в ведении VEFа находилось одно из старейших на тот момент деревообрабатывающих предприятий Латвии – фабрика «Latvijas Berzs», выпускавшая очень качественную фанеру. В частности, доходы от экспорта авиационной фанеры, производимой «Latvijas Berzs», к концу 30-х годов, покрывали львиную долю бюджета государства.
К следующему радиосезону 1938-го года (октябрь 37-го – 38-й годы), была разработана следующая консольная модель – VEF Super Luxus MD/38. Внешне она отличалась от модели предыдущего года наличием двух оптических индикаторов «магический глаз», включенных паралелльно ламп ЕМ1 фирмы Philips.
В этой модели, собранной на, так же, американских, но октальной серии, лампах, отсутствует УВЧ, в УНЧ уже применяются «новомодные», только появившиеся тогда в Европе, американские выходные лучевые тетроды 6L6G.
Акустический агрегат состоял уже из двух громкоговорителей различных диаметров и характеристик, обеспечивающих еще более качественное звучание по сравнению с предыдущей моделью.

Радиоприемник имел следующие каскады:

1. Преобразователь частоты на лампе 6А8G
2. 1-й каскад УПЧ на лампе 6K7G
3. 2-й каскад УПЧ на лампе 6K7G
4. Детектор, выпрямитель АРУ и УПЧ для АРУ на лампе 6B8G
5. Предварительный УНЧ и фазоинвертор на лампе 6C8G
6. Оконечный двухтактный УНЧ на двух лампах 6L6G
7. Оптический индикатор настройки на двух лампах ЕМ1
8. Двухполупериодный выпрямитель на кенотроне 83V


Аппарат, так же, как и предшественник, имел плавную регулировку полосы пропускания (селективности, как тогда «умно» говорили), тонконпенсированную регулировку громкости, раздельную регулировку тембра по НЧ и ВЧ. Но, все же, по сравнению с предшественником, был в чем то более упрощенным.
Очень малой партией была выпущена модель VEF Super Luxus Special MD/38Gr., имеющая проигрыватель с автоматической сменой десяти пластинок. В Luxus Special применялось шасси от «простого» VEF Super Luxus’а MD/38, но акустический агрегат имел улучшенную конструкцию, а внизу был отдельный выдвигающийся ящик для хранения грампластинок.
В настоящее время известны три сохранившихся экземпляра этой радиолы, один из них – в России.

7.jpg

Ближайшие «родственники»(слева направо):
польские Capello: Roma; Gigant; Milano. Австрийские Ingelen:Cosmos; Geographic 39

Ближайшие «родственники», представленные на снимке выше, как шикарная консоль польской фирмы Capello модели Roma, так и остальные, не обладали, даже сравнимыми с VEFовскими, техническими параметрами, поэтому единственное, что их объединяет, это устройство шкалы GEOGRAPHIC.
По сути, они были, если, повторюсь, не брать во внимание шкалу, обычными радиоаппаратами «без претензий», расчитанными на рядового обывателя…

8.jpg

Три знаменитые консоли производства VEF:
VEF Super Luxus MD/37
VEF Super Luxus MD/38
VEF Super Luxus Special MD/38Gr.

Фото из музея Атиса Брикманиса «Старинная звукотехника», г. Лиепая

К концу 30-х годов мода на консоли в Европе постепенно начала сходить на нет, поэтому «Золотой Век» VEFовских консолей закончился в 1938-м году с выпуском вышеописанной модели.
Многие схемотехнические решения нашли применение в производившихся впоследствии на заводе высококачественных аппаратах, особенно, это касается схем построения УНЧ.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
davidchik
Кллекционер
 
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 01 авг 2009, 17:25
Приоритет: Поболтать.

Re: Американская консоль по-европейски.

Непрочитанное сообщениеот Well » 21 май 2012, 17:38

На помойках таких текстов не найдете. Небесспорных, но страстных и написанных с душой.
Побольше бы таких ламподушников как Серега Давидчик.
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

Re: Американская консоль по-европейски

Непрочитанное сообщениеот Well » 29 дек 2013, 21:52

Может скажу длинно, но вы таки послушайте.
Написано по настроению, но продуманно и на основе серьезных наблюдений типа этих:
viewtopic.php?f=506&t=4537
viewtopic.php?f=506&t=4389
viewtopic.php?f=260&t=3125&start=60

В раннем периоде собирательства я бредил рижским географиком. На старых, настоящих Ламповых душах в каком-то опросе отметил их лучшими приемниками довоенки. На что кто-то, кажись вездесущая зануда Хрисанов, вякнул: а что в этих географиках кроме шкалы то ??? Я тогда промолчал. И латыши промолчали. И Давидчик с Лангайтисом – тоже.

Прошло время. Имел и юзал не один настольный географик. Почему-то без особого энтузиазма. О консольном уже не мечталось. То ли под «оплеухой» ламподушной невежды как собирательного образа нашего сраного социума, то ли по причине углубленности в величие и могущество центральноевропейской школы радио. Особенно в военной его части. Потом, с годами вырабатывалось ретрорадиомировоззрение, которое в данный момент выкристаллизовывается да оттачивается на вдумчивых обзорах монтажных и схемных решений выдающихся аппаратов и школ тридцатых годов. Чем сейчас потихоньку занимаюсь, посему вижу много из того, на что раньше не обращал никакого внимания.

Неоднократно говорено, что высшего расцвета ВЭФовская школа радио получила до 1938 года. Все, что было после, включая ВЭФлюксы 707 и 1307 – уже не тот мощный схемный и монтажный креатив. А Латвию с МИРом вспоминать можно лишь в контексте углубляющейся деградации ВЭФа. В общем, креатив завода почти кончился не в 50-м, не в 46-м, и даже не в 40-м годах. Он начался и кончился к двадцатой годовщине независимости Латвии. Именно в этот период на ВЭФе творил кто-то из выдающихся схемотехников. Я не знаю его имени. Но я вижу его почерк. Вижу, как он растворяется в люксовых аппаратах сороковых годов, чувствую как чья-то воля испохабила радио ВЭФОНами и ВЭФсуперами образца 39-40-41 годов. Понимаю, как на все это смотрело руководство концерна АЕГ в годы войны. Веря в ВЭФ, вкладывая в него деньги и технологии, получая взамен уникальные радиостанции тактического звена 15 wseb. Вот где бы порыться латвийским историкам типа Брикманиса да Баранова. Вместо ползанья по помойкаам в ожидании очередного высера рижской прошмандовки:
- стрелка движется по шкале;
- клавиши нажимаются легко.

Итак, Географик. Этот тематический обзор Сергей Давидчик написал давно, но все в данной теме им написанное опережает время. Даже сегодня. Я его "Американскую консоль по-европейски" два или три раза перечитывал, но все два или три раза – по диагонали. Видать потому, что Колоболк зациклился на внешних факторах, подчеркнув эпатажность и значение описанных консолей в общем ряду разработок заводчан. Если бы Колобок ничего не написал кроме этого, то по большому счету – он есть «отец и классик» описательного жанра рижской довоенки. В его текстах своя, присущая мера: ни звезд с небес ни, тем более - схуявысосанных изысков типа «стрелок с клавишами». Впрочем, каждый понимает рижские географики по-своему. Я понимаю так, как излагаю.

Представьте, что Вы – конструктор очередного ВЭФовского «люкса». Отчетливо понимаете, что геофизика балтийского региона к середине тридцатых уже пересыщена радиостанциями длинных и средних волн: с Севера прут скандинавы, с Востока – Коминтерн, с Юга – Румыны с Муссолини, а с Запада – немцы с англичанами. Вы знаете и моментально прочухали лучшие образцы германской и голландской аппаратуры приема; вы обратили внимание, как Кертинг, практически единственный кроме вас - пытается внедрить полосовые фильтры СВ-ДВ, в то время когда Блаупункт этого либо не понимает, либо что-то экономит, вводя резисторы для снижения добротности контуров входных цепей. Но при этом как Кертинг, так и Блау - заботит уверенный и комфорнтый прием мощных станций. Но кто вы, а кто такие Кертинг с Блау? Да и вам бы их заботы! Они, считай отрезаны от половины всего, что излучает с Востока в Центра Европы. Зато вам достается по полной программе. Отовсюду. Вы в худшем положении по геофизике региона. Вы - беднее. Вас завтра проглотит один монстр, послезавтра - второй, послепослезавтра - третий...

Но у вас, в отличие от опыта евромонстроев, уже имеется опыт создания полосовых фильтров вещательного приема. Вы давно знаете, что двухконтурные настраеваемые ПФ, как известно, не только обрезают "хвосты" на входе приемного тракта, но и позволяют на порядок (да, именно на порядок) улучшить качество воспроизведения звука на длинноволновом диапазоне. Вы знаете, и это я подчеркну: такой опыт есть только у вас, как и у некоторых моделей Филипс, и... советского ЦРЛ-8. У вас даже есть специальная технологическая "жемчужина" - этот самый трехсекционный КПЕ, которому я порываюсь поставить на Антрадио памятник:
viewtopic.php?f=489&t=4523

Начало второй половины тридцатых - "золотое" время мирового радиопрома. Сесть на пенек и отдохнуть некогда. Вы знаете, что Кертинг только к 1938 году в своей самой культовой модели Трансмаре (стоимость более 700 рейхсмарок) использует ПФ на входе. Вы также знаете, что высшие умы Блаупункта умудряются внедрить шунтирование входных контуров для погашения избытка добротности и более комфорртного приема мощных станций. Но одно дело - простые настраиваемые полосовые фильтры. Другое дело - настраиваемые с регулировкой связи между контурами. Где-то вы такое видели, да? Или знаете это по самой природе контуров, может быть даже с самого рождения... Ибо не могли вы этого видеть в Т9К39 или Кельне, так как этих лучших мировых аппаратов на тот момент в природе не существовало. Не могли видеть и в серии монстров Kw.e.a/Lw.e.a. Ничего подобного не было и у американцев, - как вещательных, так и любительских с военными.

Но вы все это проехали. Вас не беспокоят несовершенные изыски мировых брендов. Вам нужен обычный радиоприемник. Который обязательно оправдает свое назначение "ЛЮКС". На пентаргриде, кстати... Ибо вы понимаете, что ни резистор, ни даже суперпупернастроенный полосовой фильтр не дают идеальной прямоугольногсти характеристик, а стало быть – являются полумерами. Вы правда, еще не знаете, что эти «полумеры» станут практикой и аксиомой вещательных разработок вплоть до заката ламповой эра радио.

Но вы все же ломаете голову: повтуливать переключаемые шунтирующие резисторы во входные контура, или поднять планку до недосягаемой конкурентами высоты? Для этого нужно сделать куда более рискованный шаг, если учесть пентагрид в преобразователе и отсутствие столь мощной инструментальной структуры, какова была, скажем, у Блаупункта. Новое решение по трудоемкости дополнительно потянет аппарат чуть ли не в цену банального ВЭФсупера или хваленого прохиндеями ВЭФОНа (последний, по изхуявысосанному утверждению рижской прошмандовки - на порядок, или в десять раз лучше ВЭФсупера по чувствительности и избирательности). Эх, знали бы вы, как о ваших приемниках будут писать упомоечные рижане начала 21 века...

В общем, перед конструктором ВЭФа был нелегкий выбор: оставить то что прекрасно работает, или вылизать высокочастотную часть до предела. Положение, как я уже отметил, усложнялось отсутствием у Филипс двойных преобразовательных ламп. Они были только у Телефункена и у американцев. Но ВЭФ работал с Филипс. Филипс с двойными лампами раздуплился только к 1939-му году. На них вам проще будет сделать тот же М707-й, а пока увы... Это все равно, что вести бой в разных весовых категориях. И рижане этот бой приняли. Вернее - навязали. Тогда, в канун перехода Латвии в состав СССР, эту вершину конструкторского креатива мало кто заметил. Как мало кто заметил, что именно с того момента начинается спад уровня ВЭФовских монтажно-схемных решений. Мы не знаем, чем это было обусловлено в так называемом человеческом факторе. Может просто не стало на заводе одного-единственного умного человека...

Я не встречал ни одного довоенного и послевоенного аппарата,в котором входные полосовые фильтры завязаны с входным контуром смесителя, и вся эта механика, к тому же - подвязана к первому полосовому фильтру ПЧ. Это был ответ латышей немцам, голландцам, американцам и советам с англичанами. Чтобы осуществить одновременную регулировку в контурах ВЧ-части, для географика понадобилось изготовить (считал приблизительно) около 60 разнокалиберных механических деталей. Помимо кучи тяг, роликов, втулок, эксцентриков, регулируемых рычагов и осей, серьезных конструктивных изменения потребовали контура длинных и средних волн, а также первого ФПЧ.

1.jpg
2.jpg
3.jpg


Вся эта механика потребовала продуманной компоновки в подвале шасси, минимизации влияния подвижных частей на обвязку ламп и прочих возможно негативных последствий. Для сравнения: в том же Телефункене в важных подвижных узлах для минимизации наводок использовались диэлектрические веревки. Но что такое веревки? Как-то несолидно. Посмотрите еще раз, как это сделано на ВЭФе: рычаг управления контурами ВЧ и ПЧ расположен строго по нижней линии изгиба шасси, где возможность наводок сведена к нулю. Точность и сопряжение в узле неимоверная: если, к примеру, даже в немецком слежечнике от ТФК ручка грубой настройки имеет люфт по наружному диаметру около полумиллиметра, то здесь спустя 75 лет втулки подогнаны столь плотно, что иногда кажется плотно чересчур: не засорилось ли, а может смазать...? Смазанное - работает как часы.

Объяснять природу прямоугольности таких контуров в сравнении с обычными или как у немцев - шунтированными резисторами? Думаю, лучшим объяснением и аргументом будет следующий: если рижане пошли на такой ход, то наверняка знали его преимущества. Так ведь? Но если надо - объясню и покажу. Отдельно. Что, впрочем - в планах на будущее.

Еще много лет, а может и всегда, - говоря о Географиках, будут упоминать их импозантную и, я бы сказал грустнее – бестолковую шкалу. Не вдаваясь в подробности истинного происхождения этой самой приставки «люкс». Где истинное лицо и креатив аппаратов серии были обусловлены самым сильным проникновением в несовершенную схемотехнику лампового радио, где это самое несовершенство в начале второй половины тридцатых определялось пентагридами в преобразователях частоты. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Все серьезные решения, как показывает мировая техническая практика, принимаются в условиях "не до жиру"...

С приходом триод-гептодов, усовершенствований в акустике, более современных материалов, надобность в подобных наворотах вещательного радио сводилась к минимуму. Креатив инженера постепенно возмещался технологическими наработками. И только в военной области этот креатив был поставлен на высшую ступень, облагороженную наиболее совершенными технологическими наработками. Конечно же, светлые умы ВЭФовских инженеров не могли не заметить немцы, организовав именно на ВЭФе выпуск одних из лучших по схемнотехнике радиостанций 15wseb. На такой уровень, как показывает практика, не тянули ни чешский Филипс, ни какой бы то ни было филиал более известной довоенной радиотехнической компании.

Мне сегодня очень жаль латышей. Этих Брикманисов с Барановыми. Они, накопив столь значительный фактический информационный материал, так и не поднялись выше провонявшихся невежественной невызыскательностью помоек. Очень жаль, что серьезные аппараты уходят из Риги в руки разного рода шпаны, которая не понимает и малой толики их схемно-функцуионального значения. Но есть надежда, что упомянутые горе-историки, а с ними пройдохи-барыги и пройдохи-писаки хоть фрагментарно таки сыграют роль некоей «подстилки», на которой поднимется истинная история и величие ВЭФа образца 1937-1938 годов.

И еще есть надежда, что Колобок с годами вернется к теме радио, в том числе и к этой.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

Re: Американская консоль по-европейски

Непрочитанное сообщениеот Well » 30 дек 2013, 14:01

Посмотрел настольный Географик образца 37 года. В нем связь между контурами регулируется только в первом ФПЧ. Банально, но если учесть что сами ПФ на СВ-ДВ стоят, то латыши таки уделали европейцев по 37 году.

Остается удивляться, как эта вся шпана кричит что ГЕО-37 круче ГЕО-38.. :lol: :lol: :lol:

Думаю, что гео 38 года - единственный в своем роде, где связь между контурами полосовых фильтров СВ-ДВ регулируется вместе со смесительным контуром, что по большому счету можно назвать трехконтурным полосовым фильтром (преселектором), чего я не встречал ни в одном довоенном вещательном аппарате. Разве что в Казахе или Кертинг Трансмаре. Но Кертинг стандартен, а в Казахе, несмотря на то что имеется четвертая секция КПЕ и на каждом диапазоне присутствуют ПФ - также стандарнет. При всей кажущейся навороченности оба аппарата проще 38-го гео, пусть даже этот ВЭФ без УВЧ. Ибо...

Как известно, многоконтурные перестраиваемые преселекторы с изменением связи в контурах первыми применили немцы на военных образцах 1939 и 1942 годов. В Т9к39 и Кельне. Да, подобная схема использована в 15wseb, который как вы все знаете - выпускался на ВЭФе. Даже целая плеяда слежечных аппаратов фрицев имела обычные резонансные входные контуры с индуктивной либо комбинированной связью.

Отсюда делайте выводы о креативе довоенных латышей. Не то что нынешнее племя...
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

Re: Американская консоль по-европейски

Непрочитанное сообщениеот Well » 02 янв 2014, 19:07

А вот интересно, хоть один кто въехал в дополнение к теме Давидкича? Хер с ним - с Веллом, но блядь: хть кто=то заморочился тем шо вышесказао? Где латыши всехнающие и всеползающзие по попойкам?
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

Re: Американская консоль по-европейски

Непрочитанное сообщениеот Dendy Segov » 03 янв 2014, 03:38

Конечно же ВЭФ был креативен в своих решениях и не боялся внедрять их в производство. Но ведь над ним ещё не давлел СССР . А после присоединения к союзу на заводе вполне могли вообще выпускать американцев и о индивидуальности можно было бы забыть. К сожалению данных о селективности аппарата и его схемы я не нашел, но полагаю, что возможно не хуже упомянутого вами Казахстана с его четвертой секцией и ФСС в УПЧ.
Стихи о радио...и не только http://versesoradio.ucoz.net/
Игорь
Аватара пользователя
Dendy Segov
Кллекционер
 
Сообщения: 747
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 00:10
Откуда: Энгельс
Приоритет: История радио.

Re: Американская консоль по-европейски

Непрочитанное сообщениеот Well » 03 янв 2014, 12:38

Да, тут будет интересно не столько избирательность промерять в стандартном ключе, сколько прямоугольность скатов в регулируемых режимах. Если в том же Блаупункте изгалялись с внешними элементами регулировки ПЧ, то тут движки не только ПЧ, но и ПФ СВ-ДВ сидят в своих родных контурных экранах. Кроме подстроечников - никаких элементов в подвале. Схема какая есть.

Схема_обрез.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.


Вернуться в Америки

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2