Наши заблуждения: Д-11

Популярно о общеизвестном

Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Well » 27 май 2012, 23:50

Пока не знаю: то ли подфорум создавать, то ли гуськом в этом корневом разделе "Советских" тискать.
Ибо корневой раздел открыт для чтения всем, кому не лень авторизоваться. Тема должна быть открытой.

Идея такова. После того, как мы закрылись и стали спокойно думать о радио, в Сети наступает полная анархия и беспредел. Народ порет такое, что ни на какую голову не натянешь. Оно то и хорошо, но до каких-то пределов.

Читаю Харченко: '
"Д-11'' другое наименование ''11МГ-2'' - консольная радиола, созданная на основе радиоприёмника ''9Н-4''.
Понимаю, что Валерий берет сведения отовсюду и, в частности - от невежд. Невежды их и тиражируют. От помоек - до сайта Эрба. А потому приходится уточнять. Как бы это кому ни хотелось. А именно.

Д-11 никогда и никоим образом не создавалась на базе 9н-4. В консоли ничего - начиная с КПЕ (развернут в другую сторону) и кончая динамиком - чисто американское. Могу уточнить списком:
1. Шкала и весь шкальный узел.
2. Силовой трансформатор.
3. Проигрыватель с тонармом.
4. Двигатель ЭПУ.
5 Экраны контуров и сами контура.
6. Шасси другого размера и топологии.
7. Межкаскадный трансформатор.

Жаль, больше семи пунктов не даю из принципа. Отдельно могу сказать о схемных решениях, где просто бросаются в глаза такие отличия как отсутствие промдиапазона (всего три диапазона, в то время как у 9н-4 их четыре), двухтактный выход, американский громкоговоритель, и еще много нюансов.

Каюсь, возможно и сам где-то тупо брякал о Д-11 и 9н-4. Теперь посыпаю голову пеплом, смотрю на Д-11, сравниваю с Д-22 и делаю вывод: как мы беспечны и невежественны были! И вопрошаю: действительно ли Воронеж? Ведь все у советской "половинки" Д-22 американское: все абсолютно. А инструкция - питерская.

Кто-нибудь продолжит тему? Пока я про Т-689 закончу.
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Well » 28 май 2012, 09:59

Ясно. Тогда начнем тянуть кота за хвост. Потихоньку, издалека.
На снимках - шкалы и шасси 9н-4 и Д-11.
Что же в них общего, если верить Харченко и другим утверждениям, что второй создан на базе первого?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Fantastron » 28 май 2012, 11:59

Общее в них есть, оба радиоприемники. И больше ничего пока общего не прослеживается. Схемотехнику бы сравнить.
Любое слишком категоричное утверждение неверно, включая и это.
Аватара пользователя
Fantastron
Знаток ретрорадио
 
Сообщения: 1207
Зарегистрирован: 04 июл 2011, 15:19
Откуда: с Дивное. Ставропольский кр. Россия.
Приоритет: Реставрация.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Петр Васильевич » 28 май 2012, 19:56

Well писал(а): Жаль, больше семи пунктов не даю из принципа. Отдельно могу сказать о схемных решениях, где просто бросаются в глаза такие отличия как отсутствие промдиапазона (всего три диапазона, в то время как у 9н-4 их четыре), двухтактный выход, американский громкоговоритель, и еще много нюансов.

Если сравнивать шкалы, не по рисунку (тут сравнивать, мягко говоря, нечего), а по приводу КПЕ (схему которого можно предположить, рассматривая фото), то тут ещё можно проследить какую-то родственную связь, посчитав, что верньер 9Н-4 кому-то показался архитектурным излишеством. Но посмотрев на шасси, создаётся впечатление абсолютно разных РПУ. Так, что тут надо тянуть кота не за хвост, а за нечто другое.
Что касается остального «фарша», в частности ЭПУ, то в данном случае, как мне кажется, сравнивать приёмник и радиолу вообще не совсем корректно.
С уважением П.В.
Аватара пользователя
Петр Васильевич
Кллекционер
 
Сообщения: 644
Зарегистрирован: 01 янв 2010, 16:39
Откуда: СПб
Приоритет: История радио.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Well » 28 май 2012, 22:54

Конечно, приемники даже визуально разные. Что давно могли бы заметить и подсказать тому же Харченко. Разные они и схемно: обе схемы надо кликать, чтобы прочитать в нормальном виде.

d11sx.jpg
Схема.jpg

Но я про кота с хвостом не случайно. Эти внешние нестыковки - даже не вершина айсберга. По этому аппарату вапросов больше, чем по Т-689. Часть ответов на них мне дала Д22-1, часть пока не могу сформулировать. Но обязательно придем к ним.

По крутилке, Петр Васильевич. Тут сразу скажу устоявшееся и проверенное мнение: крутилка в Д-11 более правильная и удобная, нежели в 9н-4. Такие крутилки стоят только на знаковых аппаратах RCA, на той же Д22-1. Верньер 9н-4 заимствован по простоте и для простоты, и в этом нет ошибки или недоразумения русских в Кемдене. Такие простые верньеры были на простых RCAшниках в США. А вот Д-11 в СССР сделали по крутому образцу. И, заметьте - как первое, так и второе - на американских деталях, а точнее - в первых партиях для 6н-1, 9н-4 и прочих - на полностью готовых узлах, а на Д-11 на американских узлах для всей серии из двух или сколько их там тысяч было.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Fantastron » 29 май 2012, 00:17

Схема 9н-4 практически шедевр минимализма. В угоду простоте пожертвовали режимами согласования каскадов, да и АРУ примитив. Что не сказать о Д-11. Схемотехника которого мало отличается от значительно более поздних аппаратов. Ну а что можно увидеть одинакового в НЧ части вообще непонятно.
Любое слишком категоричное утверждение неверно, включая и это.
Аватара пользователя
Fantastron
Знаток ретрорадио
 
Сообщения: 1207
Зарегистрирован: 04 июл 2011, 15:19
Откуда: с Дивное. Ставропольский кр. Россия.
Приоритет: Реставрация.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Петр Васильевич » 29 май 2012, 19:42

Согласен с Fantastron.
По входным цепям, УВЧ и АРУ схема 9Н-4 сильно упрощёна (хотя комплект ламп одинаков).
Что касается схемы УНЧ, то здесь преимущество Д-11 на порядок выше, но ведь это же консоль!
Хотелось бы отметить странные обозначения ламп в УНЧ. Если в довоенное время иногда использовали написание 6Ц5 вместо 6С5 (в предусилителе), то на выходе явно используются 6Ф6, а не 6Ф5.
С уважением П.В.
Аватара пользователя
Петр Васильевич
Кллекционер
 
Сообщения: 644
Зарегистрирован: 01 янв 2010, 16:39
Откуда: СПб
Приоритет: История радио.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Fantastron » 29 май 2012, 20:05

Наш 6Ф5(аналог американской 6F5)С сеткой на колпачке, = стекляный 6Ф5М = 6С4Б - триод.
6Ф5М любят аудиофилы.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Любое слишком категоричное утверждение неверно, включая и это.
Аватара пользователя
Fantastron
Знаток ретрорадио
 
Сообщения: 1207
Зарегистрирован: 04 июл 2011, 15:19
Откуда: с Дивное. Ставропольский кр. Россия.
Приоритет: Реставрация.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Nikbelov » 04 июн 2012, 00:53

Радиола Д-11 - американское обозначение, и на первом этапе Александровский радиозавод выпускал радиолы
с "шильдиком" Д-11. Потом появилось обозначение 11 МГ-2 ( 11-ти ламповая, мебельная, с проигрывателем,
второго выпуска. Второго выпуска потому, что первый выпуск осуществлялся в Александрове, а второй ещё
предполагалось выпускать в Питере на Казицкого ( см. "радио-фронт" 1941 год № 1 стр. 12 ). У меня на первой
1938 года - Александровской стоит Д-11, а на второй тоже Александровской 1940 года стоит 11 МГ-2. Значит
между первым и вторым выпуском есть какая-то разница. То ли в оформлении, то ли в схемотехнике, то ли
в условиях комплектации радиол советской стороной и поставкой штатами своих комплектующих. Если мы пос-
мотрим на ЭПУ, то увидим что сама платформа с тонармом, крепежом и др. поставляли нам америкосы, а вот
электромотор привода, конденсаторы и пр. давали сов. заводы. Валера! фото морды Д-11 которое ты дал, по-
моему не Александровского завода. Но вот успел ли Казицкого сколько-нибудь выпустить радиол до войны
не могу сказать, так как нигде не видел "шильда" радиолы выпущенного в Питере.
Nikbelov
Человек в теме
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 01:15

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Nikbelov » 04 июн 2012, 00:54

Радиола Д-11 - американское обозначение, и на первом этапе Александровский радиозавод выпускал радиолы
с "шильдиком" Д-11. Потом появилось обозначение 11 МГ-2 ( 11-ти ламповая, мебельная, с проигрывателем,
второго выпуска. Второго выпуска потому, что первый выпуск осуществлялся в Александрове, а второй ещё
предполагалось выпускать в Питере на Казицкого ( см. "радио-фронт" 1941 год № 1 стр. 12 ). У меня на первой
1938 года - Александровской стоит Д-11, а на второй тоже Александровской 1940 года стоит 11 МГ-2. Значит
между первым и вторым выпуском есть какая-то разница. То ли в оформлении, то ли в схемотехнике, то ли
в условиях комплектации радиол советской стороной и поставкой штатами своих комплектующих. Если мы пос-
мотрим на ЭПУ, то увидим что сама платформа с тонармом, крепежом и др. поставляли нам америкосы, а вот
электромотор привода, конденсаторы и пр. давали сов. заводы. Валера! фото морды Д-11 которое ты дал, по-
моему не Александровского завода. Но вот успел ли Казицкого сколько-нибудь выпустить радиол до войны
не могу сказать, так как нигде не видел "шильда" радиолы выпущенного в Питере.
Nikbelov
Человек в теме
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 01:15

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Well » 04 июн 2012, 08:14

Коля, все так, и я рад что ты хоть уточнил: какой там Воронеж !!! Смотри скриншот от Харченко.
D-11.jpg


Тему то мы назвали "заблуждения", а потому и такой подход. Но коль разгребли основные эти самые заблуждения, а именно - завод выпуска и тождественность 9н-4, то остается перечислить нюансы.
1. Да, проигрыватель целиком, кроме мотора - от RCA.
2. Динамик также - знаменитая тридцатка RCA.
3. КПЕ - американский, и развернут как в Д-22.
4. Контуры ВЧ-ПЧ и их экраны американские, расположены как в Д-22 или С-15.
5. Трансформатор силовой американский, соединительные провода и колодки - тоже.
6. Трансформатор междуламповый от Д-22.
7. Шкальный узел целиком - американский.

По разработке и выпуску. Никакого Воронежа в жизни Д-11 не было. Думаю, ее как и СВД, адаптировали в Питере, инструкции - питерские. Больше негде было соорудить такой корпус. Там же ее изначально, а может и все время потихоньку выпускали. Но это уже может быть мое заблуждение насчет того что "все время"...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Nikbelov » 04 июн 2012, 10:26

Валера! Изначально её выпускали в Александрове, а вот начался ли выпуск в Питере-это вопрос? Так как
информация о предполагаемом начале выпуска в 1941 году ( "РФ" № 1 1941 год ) могла остаться
только намеринием, а война началась в июне. О каких Питерских инструкциях ты пишешь? Видел
ли ты "шильды" радиолы Казицкого? На фото которое ты дал радиола какого завода?
Nikbelov
Человек в теме
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 01:15

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Well » 04 июн 2012, 11:23

Коля, вот тебе бирки с 1938 по 1941 годы. Что такое "Главное управление электрослаботочной промышленности", и почему на Д-11 (11МГ-2) не "г. Александров", как на СВД? Снимки прилагаю. Я в менявшейся структуре этого управления не копенгаген. Вот его краткий экскурс.

В 1935 году в составе Наркомата тяжелой промышленности было создано Главное управление электрослаботочной промышленности (Главэспром). Электрослаботочные заводы и НИИ перешли в систему НКТП СССР.

8 декабря 1936 года Главэспром передан в систему выделенного из НКТП Наркомата оборонной промышленности. В это время главку подчинялись 16 заводов по производству электро- и радиоприборов, а также 5 аккумуляторных заводов страны. В 1937 году Главэспром преобразован в 5-е главное управление НКОП. В этом же году в составе вновь образованного Наркомата машиностроения СССР создано Главное управление электротехнической промышленности, куда вошла часть электротехнических предприятий.

При разделении НКОП на четыре министерства, 11 января 1939 года большинство электрослаботочных, электроприборных и аккумуляторных заводов вошли в состав Наркомата авиапромышленности. Часть предприятий – в состав Наркомата судостроительной промышленности и Наркомата вооружений. 24 января 1939 года был образован Наркомат электростанций и электропромышленности СССР, который возглавил Михаил Первухин. Однако уже 17 апреля 1940 года произошло его разделение на Наркомат электропромышленности и Наркомат электростанций. В состав НКЭП было передано 7-е (электрослаботочное) главное управление НКАП, а также 6-е и 11-е главные управления НКСП. Электроприборные заводы остались в составе Наркомата авиационной промышленности.


Конец экскурса.
Теперь снимки. Что такое "Главное управление электрослаботочной промышленности" - мы вроде как знаем. Однако нигде: ни на Д-11 от 38 года, ни на 11МГ-2 от 1941-го не указан конкретно завод. Могла быть хоть одна александровская бирка?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Nikbelov » 04 июн 2012, 23:56

Валера! попробуем проанализировать твои "Шильды":
Исходим из информации Радио-фронт №1 1941 г. Почему в этом году в статье её называют Д-11? Хотя уже
в 1940 году мы видим "шильд" 11 МГ-2! Единственным ответом может быть только то, что СССР продлил
контракт на 100% ( кроме корпуса ) поставки ЭПУ и приёмника из штатов для размещения сборки на заводе
Казицкого в Питере. Выходит что собирались параллельно Д-11 и 11 МГ-2. Первая со 100% комплектацией
из штатов, а вторая с разделением поставки, что за америкосами, что за союзом! Д-11 вся на металлических
лампах, а 11МГ-2 на смешанных. У меня к сожалению не сохранилось первоначальной комплектации по лампам на моём шасси. Надо поспрашивать тех у кого Д-11 1938 года. Какой комплектации у них? Главное на что надо
обратить внимание - это на ЭПУ. Есть ли в нём что-то наше. Потому-что лампы по жизни менялись.
1. Д-11 № 433 1938 г. - может быть выпущена только на Александровском з-де!
1939 год - надо поискать как именовалась радиола в этом году Д-11 или уже 11МГ-2 ?
2. 11 МГ-2 № 173 1940 год. - Александровский завод.
3. В январе 1941 года объявляется, что Д-11 будет выпускаться заводом им. Казицкого в Питере.

По номерам и годам мы видим что сквозной нумерации не было!
Nikbelov
Человек в теме
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 24 ноя 2009, 01:15

Re: Наши заблуждения: Д-11

Непрочитанное сообщениеот Well » 05 июн 2012, 00:10

Коля, вот фотография аппарата из Грузии номер 433 от 1938 года. НЕ пойму, о каких стеклянных лампах ты говоришь. Если о 6с5 и 6ф6, то они были и в стекле, и в металле. НЕпосредственно перед войной появилась 6ф6 в стекле, а 6ф5 только после войны. Говорю то, что видел своими глазами, историй не копал. В остальном аппараты одинаковы, и лампы - тоже. Уж точно - 6к7 в стекле у нас не было. У грузина они вообще семидесятых годов.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Well
Кочегар
 
Сообщения: 12396
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Откуда: Из Донбасса
Приоритет: История радио.

След.

Вернуться в Ликбез

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron